Как закончили жизнь иродиада и ее дочь. Иродиада и саломея

18.11.2019 Праздник

В текстах Нового Завета Иродиада - жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Агриппы. Даже в то время это считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка. Тетрарх заточил его в темницу, но убить не решался - слишком много учеников и последователей было у Иоанна, слишком высок был его авторитет в народе.


Георгий Курасов. Танец Саломеи.Тогда Иродиада подговорила свою юную красавицу-дочь, которая в апокрифических текстах носила имя Саломея, станцевать перед отчимом во время празднования его дня

рождения. Танец так понравился Ироду Антипе, что он поклялся выполнить любое желание приемной дочери. Когда же та, наученная матерью, попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя, тетрарх вынужден был исполнить свою клятву, и пророк был обезглавлен.

Обратимся к евангельским текстам. В главе 14 от Матфея говорится следующее:

«В то время Ирод четверовластник услышал молву об Иисусе. И сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.


Худ. Гюстав Моро.

Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду;
Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, и она отнесла матери своей.

Иродиада и Саломея

Таков сюжет об Иродиаде и Иоанне Крестителе в канонических евангелиях. Теперь вспомним вкратце исторические обстоятельства, послужившие основой для этих сказаний. Для этого обратимся к книге З.
Косидовского «Сказания евангелистов»:



«Иоанн, именуемый авторами Нового завета, а также Иосифом Флавием Крестителем, большую часть своей сознательной жизни провел в пустыне отшельником, питаясь саранчой и лесным медом. На пятнадцатом году

царствования императора Тиберия, то есть в 28 году н.э., он вышел из пустыни и начал пророчествовать. В одежде из верблюжьей ткани, перепоясанный кожаным ремнем, он ходил по стране, громовым голосом вещая о скором наступлении царства божьего на земле и призывая народ к покаянию. Тем, кто примет крещение путем омовения в водах Иордана, он обещал отпущение грехов и доступ в будущее царство
божье на земле.

…Нет нужды пересказывать жуткую и мрачную в своей экзотической красоте историю его дальнейшей судьбы, описанную евангелистами Матфеем и Марком. Четверовластник Ирод заточил Иоанна в крепость за то, что тот обвинил его в кровосмешении: Ирод отнял у его брата жену Иродиаду и женился на ней. Разыгралась трагедия, послужившая впоследствии сюжетом для многих произведений музыки, живописи и литературы: пир Ирода, танец Саломеи, мстительность Иродиады, голова казненного Иоанна, принесенная на блюде в зал, где происхожил пир.

Истины ради следует отметить, что дочь Иродиады, своим танцем пленившая Ирода, в евангелиях никак не названа. Лишь внеевангельские источники сообщают, что ее
звали Саломеей. Мы бы не знали также место казни Иоанна, если бы Иосиф Флавий не сообщил нам, что это произошло в пограничной крепости Машерон.

Кстати, этот еврейский историк, в чьей правдивости мы не раз имели случай убедиться, иначе объясняет причины трагедии. По его мнению, Ирод просто испугался растущей популярности бывшего отшельника, который своими страстными, гневными проповедями снискал себе славу нового пророка, чуть ли не мессии. Об этой его популярности сообщает, в частности, также и Лука: «…все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он…» (3:15).

Осаждавшие Иоанна истерические, доведенные до крайней степени экзальтации толпы простонародья, вызывали тревогу, не предвещали ничего хорошего. В любой момент могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вооруженной интервенцией римских когорт и кровавой расправой с одураченным населением. Мессианство Иоанна было также опасно для существующего порядка, как мессианство предшествовавших ему самозваных пророков и вождей народа. А среди угнетенных и ожидающих спасителя слоев еврейского населения царили такие настроения, что у Ирода были все основания опасаться Иоанна, и поэтому он решил устранить его. Впрочем, это отнюдь не исключает и чувства личной мести, вызванного резкой критикой со стороны дерзкого пришельца из пустыни.

Что же привлекло писателя Флобера в этой евангельской истории? Женщина. Конечно же, женщина. Не пророк, со своим фанатизмом - Флобер терпеть не мог церковников; не тетрарх, то есть не проблема власти; а положение восточной женщины в те далекие времена, ее психология, ее незащищенность даже будучи наверху иерархической лестницы. Обладая всем - она одинока, несчастна, уязвима и в любой момент может лишиться всего, в том числе и жизни. Иродиада глубоко несчастна. Флобера интересует в первую очередь то, как Иродиада решает вопрос о своей безопасности, какими средствами. Иродиада Франса - стерва. Иродиада Флобера - несчастная одинокая женщина, отвергнутая жена, интриганка и в то же время жертва. Собственно все женские персонажи Флобера - жертвы.

Страсть и властолюбие, тщеславие заставляют ее уйти от одного брата к другому, но вскоре она терпит фиаско. Семьи не получилось, и у нее тайная жизнь от мужа - воспитание дочери Саломеи для манипулирования в нужное время Иродом. Красивая дочь - как средство достижения
цели. Коварство, мстительность, гордыня… и страх. Страх потерять все. Исключительна ли эта ситуация? Нисколько. Это вечный сюжет в истории как Востока, так и Запада. Сплошь и рядом коронованные кузены или даже родные по крови вступают в кровосмесительные браки в угоду династическим или «государственным» интересам. Сплошь и рядом это кончается ненавистью, кровопролитием, предательством, и хорошо, если при этом не развязывается гражданская война.


Titian (1490-1576) - Salome con la testa del Battista

Союз Ирода и Иродиады приносит проблемы и рождает в них ненависть друг к другу. Но время работает в основном против женщины, она стареет и окончательно теряет интерес в глазах мужа. Может ли несколько постаревшая красавица смириться с утратой своего влияния на мужа-царя, на то, как власть ускользает из ее рук, а вскоре возможна и потеря жизни. Ей не из чего выбирать, любой выбор - поражение: заточение и ссылка в глухомань, нищета, забвение, смерть. Слабый человек - покорился бы судьбе, но Иродиада сильная духом женщина. Она борется. Борется доступными и испокон веков знакомыми на Востоке средствами - коварством, внешней покорностью.

Она побеждает с помощью Саломеи битву - голова Иоанна перед ней на блюде, и проигрывает войну - Ирод никогда не простит ей головы пророка. Усекновение головы Иоанна не решит ее проблем с мужем, недаром ни в одном источнике нет
сведений о том, как закончилась ее жизнь.

Многие наслышаны о танце Саломеи или "Танце семи покрывал". Даже не читавшие Библию. Образ Саломеи веками служил источником вдохновения художников, поэтов, драматургов… Почему?

Виктория Тенета "Танец семи покрывал "

Начнем с краткого описанию сюжета Нового Завета.

Ирод Антипа царствовал в Иудее, которая в 6-7гг н.э. стала римской провинцией. Когда Ироду было 50 лет, он фактически отобрал у своего родного брата жену Иродиаду и женился на ней. Иоанн Креститель, когда известность и популярность в народе достигла апогея, критиковал такой союз. Иродиада была дамой властной и мстительной.

Когда Ирод в честь своего дня рождения устроил пир, Иродиада послала свою дочь Саломею исполнить зажигательный сирийский танец. Гости были прямо-таки околдованы ее танцем, просили станцевать еще и еще, а, когда она закончила, пьяный Ирод сказал: "Проси, что хочешь!" Саломея посоветовалась с матерью и та подсказала ей просить голову Иоанна Крестителя. Антипа не смог отвертеться от данного обещания и голову принесли на большом блестящем блюде. Саломея отнесла страшный дар матери.

Откроем замечательную и увлекательную книгу известного польского библеиста Зенона Косидовского "Сказания евангелистов" . Библеистика - научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы, изучая ее не с позиции веры или религии, а с чисто научной позиции. Применяются методы: археологии, филологии, логики, сравнение разнообразных копий одних и тех же текстов, изучение трудов историков - современников описываемых в Библии событий и пр. Зенон пишет, что в Евангелиях дочь Ирода не названа по имени, лишь из внеевангельских источников мы узнаем, что ее звали Саломеей. Косидовский анализирует произведения историков, живших в то время. Еврейский историк Иосий Флавий (родился в 37г.н.э.) объясняет казнь Ирода совсем не по-библейски.

По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего с лаву нового пророка, мессии. Тревогу вызывали толпы экзальтированных людей, осаждавшие Иоанна. Могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением. Так что у Ирода были все основания желать смерти новому пророку, что не исключает и дополнительный мотив личной мести, в связи с резкой критикой со стороны бывшего отшельника. Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной романтической истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя. "Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его". (З.Косидовский "Сказания библеистов",М.1981,стр.180-181).

Если мы вспомним, что, прежде чем быть записанной, Библия десятилетиями передавалась от поколения к поколению в устной традиции, и даже когда ее зафиксировали, результат получился, так скажем, слишком разнообразным. То собрание книг, которое мы сейчас имеем, - результат значительно более позднего сознательного отбора церковью в соответствие с интересами этой организации в 16 веке. Первый, документально подтверждённый канон установлен лишь с Тридентского собора, созванного во время Реформации в 1545 году и длившегося до 1563 года. А что бывает с историями пусть и о реально существующих людях, какими были Иоанн Креститель и царь Ирод Антипа, после многократной передачи? Сказатели, рассказчики любят приукрасить истории, сделать их красивее и драматичнее.

Сомнительно, что при всех "домостроевских" с Вашего позволения сказать нравах евреев той поры, незамужняя дочь царицы, пускай даже и падчерица для царя, могла публично танцевать, соблазняя всем присутствующих пьяных мужчин. Не те были порядочки тогда . Женщины были практически за железным забором. Тогда как элементарная логика подсказывает, что Ирод имел свои причины для устранения главы новой религиозной секты. Сейчас в наше довольно стабильное время среди населения, где доля атеистов огромна, сектанты, закапываясь группой под землю доставляют, хлопоты лишь МЧС. Но в смутное время религиозные секты, новые религиозные движения, имеющие харизматичного лидера, вполне могут создать беспорядки в стране с "верующим большинством".

Конечно, никто не может абсолютно точно сказать, что эта история с танцем - вымысел, но никто и не может ее подтвердить. Если отстраненно взвешивать доводы "за" и "против", то чаша с выводом "вымысел" явно перевешивает . Но эта история так привлекательна для деятелей искусств, что вряд ли о ней когда-нибудь перестанут упоминать и перестанут эксплуатировать этот образ. На фоне благолепных положительных и поэтому, увы, мало запоминающихся образов Нового завета, Саломея с Иродиадой привлекают внимание. Представьте: женщина сексуально танцует, взволновывая мужчину так, что он готов на все. И результат - выплеск кровожадности и смерть связаны с сексуальностью кровавыми узами. Можно сказать, первый образ женщин-вамп , роковых женщин, тем более, что еще и мать плюс дочь - то есть преемственная коварность женщин, которые завлекают, чтобы убить все святое. Сексуальная привлекательность, лишающая мужчину воли, ведущая к кровопролитию. Какое богатое поле для творчества! Во времена, когда изображение библейских сюжетов было нормой и поощряемой церковью и обществом тенденцией, понятно, почему этот сюжет стал популярен. Вроде и из Библии, но и "клубничка" в некотором смысле.

Художественные картины на тему этого сюжета

Невозможно описать и даже перечислить все художественные картины на тему Саломеи, их слишком много. Часть сосредоточена на обворожительном танце, часть - на кровавом финале - получение головы на подносе, а часть - на решающем моменте, где сразу после танца Саломея ждет "приз", а Ирод думает, можно ли отвертеться. Нас будет интересовать те, где она все-таки танцует.

Самой старинной из рассматриваемых нами картин будет произведение Беноццио Гоццоли "Танец Саломеи" (1472г.). Пред нами смешение частей истории, можно сказать ее конспект: тут и Саломея танцует, и над Иоанном уже замахнулись, а на заднем плане еще одна фигурка Саломеи предъявляет матери трофей. Реализм тогда еще не был в цене, такое вот изображение разных фрагментов события было в порядке вещей, тем более, что все были в курсе сюжетов. В позе танцующей Саломеи есть удивительное продуманное противоречение, ярко очерчивающее суть истории: в изящно отведенной ноге и летящих складках платья - сама грация, изящество и гармония, тогда как от руки и головы исходит угроза.

Самым популярным иллюстратором Библии был Гюстав Доре . И у этого художника есть впечатляющая картина Саломеи, держащий подгос с головой. Но мы обратимся к Гюставу Моро , у которого на картинах саломея танцует. Здесь приведены три иллюстрации Саломеи: на одной (1976г) она одета дорого и красиво, как царская дочь, на другой (1874г) - практически нагая, ее одежда - почти как узор боди арта, на третьей (1876г) завлекательно расходятся полы юбки, обнажая стройные ноги. Везде позы исполнены грации, но практически статичны, хотя подразумевается, что это танец. Сказывается манера художника изображать сюжеты благообразно, задумчиво, словно все участники действия задумались и решили позировать художнику. Что не лишает особого очарования его иллюстраций.

Гюстав Моро "Соломея" - три картины

На картине Готтлиба "Танец Саломеи" (1879г) перед нами явно очень энергичный танец, еще и топлесс.

Фигура танцовщицы просто таки излучает животную сексуальность, ее тело светится, а в каждом движении - искрящаяся радость жизни.

А праздник похож на разгульную вечеринку. Пожалуй, это - самая танцевальная Саломея в нашей подборке картин.

Картина Альфонса Муха "Саломея" (1897г.) рисует нам девушку в современных художнику одеждах.

Ее изображение условно, ничто не напоминает нам о коварной роковой женщине.

Как будто Саломея - это просто повод нарисовать полуголую танцовщицу.

Столь же отстраненная и даже меланхоличная (1907).

Зато на картине Франца фон Штука "Танцующая Саломея" (1906г) мы видим волнующие изгибы тела в танце, жар страсти, исходящий от танцовщицы. Здесь представлена картина целиком и ее фрагмент.

Интересные работы на эту тему попадаются и сейчас. Вот два примера: Андрей Лидмиц "Танец Саломеи" (2008) - черно-белая картина, на которой танцовщица запечатлена в напряженной позе и охваченным страстью лицом.

Яркая цветная картина Виктории Тенета "Танец семи покрывал" (изображение - в самом начале статьи) напоминает отчасти картины Врубеля. Поза танцовщицы наполнена негой, изяществом и грацией. Кстати "танец семи покрывал" как танцевальный номер разработали танцовщицы 19 века., когда в моду вошло увлечение востоком. В процессе танца от одежды отделяются по очереди семь покрывал. С каждой отделяемой вуалью танцовщица обращается, проявляя свою фантазию. В конце она остается в минимальном костюме.

Библейская история о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя, занимает одно из центральных мест в жанровой живописи, как и в искусстве в целом. Со временем Саломея стала ассоциироваться с образом фатальной, и в то же время притягательной женщины

Оскар Уайльд написал пьесу «Саломея », Рихард Штраус создал по её мотивам , а Флоран Шмитт написал балет «Трагедия Саломеи », поставленный в своё время легендарным .

Но чаще все библейская Саломея появлялась в живописи художников разных эпох.

Нужно отметить, что в Новом Завете о Саломее сказано немного. Она была иудейской царевной, царицей Халкиды и Малой Армении, дочерью Иродиады и Ирода Боэта, а позже - падчерицей Ирода Антипы. Последний приходился ей дядей по отцу, и с ним же ей мать имела связь. Эту связь Иродиады и Ирода Антипы публично осуждал Иоанн Креститель, за что был посажен в тюрьму.

В это время Саломея танцевала на дне рождения Ирода Антипы, и её танец настолько понравился дяде, что он пообещал племяннице исполнить любое её желание. Возможно под влиянием матери, но Саломея попросила Ирода Антипу принести ей голову Иоанна Крестителя. По приказу Ирода Иоанна Крестителя обезглавили и принесли его голову Саломее на блюде.

Эта история больше похожа на легенду, ведь Иоанна Крестителя могли убить из политических мотивов. Также история с танцем и желанием Саломеи могла быть создана для отвода глаз, ведь существует мнение, что Ирод Антипа не хотел убивать Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой». Как бы там ни было, а образ роковой образ Саломеи навеки пленил умы художников.

Одним из первых упомянул Саломею в живописи итальянский художник Джотто, на картине «Пир у царя Ирода» 1320 года. За ним последовали другие художники эпохи Возрождения (Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт) и более поздние (Гюстав Моро, В. Суриков и другие).

Джотто. "Пир у царя Ирода". 1320

Практически на всех картинах Саломея - это красивая, изящная, молодая женщина. И её невинная красота очень контрастирует с присутствующей на многих полотнах головой Иоанна Крестителя.

Беноццо Гоццоли. "Танец Саломеи". 1461-1462

Себастьяно дель Приомбо. "Дочь Иродиады". 1510

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1515

Лукас Кранах Старший. "Пир Ирода". 1530

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". Ок. 1530

Караваджо. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1605

Дочь царя Ирода Саломея причастна к убийству Иоанна Крестителя. Человек, утверждающий подобное, скорее всего связан с деятелями культуру, нежели священнослужителями. Расхожий сюжет, многократно растиражированный в искусстве, когда красавица за свой танец требует головы Иоанны Предтечи, превратил ее в роковую женщину.

Сюжет об участии Саломеи или Саломии в гибели Иоанна Крестителя — расхожий сюжет западно-европейского искусства нескольких столетий. Тициан и Пикассо, Гейне и Уайльд, художники и скульпторы, поэты и драматурги увековечили образ этой femme fatale . В православной иконописной традиции сюжет известен под названием "Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи".

Напомним этот известный сюжет. Саломея танцевала перед Иродом во время празднования его дня рождения. Танец юной девушки настолько понравился Ироду, что он пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна Предтечу и принести его голову на блюде.

На страницах Святого Писания нет упоминания ее имени в связи со смертью Иоанна. Ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки не называется. "И когда праздновали день рождения Ирода, дочь его танцевала перед гостями…". Но имя ее не названо. Только у историка Иосифа Флавия, на страницах его "Иудейских древностей" встречается это имя.

Французский историк и писатель, эзотерик и оккультист Робер Амбелен в книге "Иисус, или смертельная тайна тамплиеров" предлагает свою версию того, почему Саломея не могла быть на том зловещем пиру. Ирод Великий умер в 5 году до н. э. После его смерти, старший сын, Архелай, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его на троне Иудеи. Брат его, Ирод Антипа, возвращаясь из Рима, склонил Иродиаду, жену своего брата Ирода Филиппа, к сожительству с собой. В "Иудейских древностях" Иосиф Флавий сообщил, что Иродиада согласилась на это вскоре после рождения дочери Саломеи.

"Следовательно, — пишет Амбелен, — означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до н. э., и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее тридцати семи лет".

Согласно все тому же Иосифу Флавию первый раз Саломея вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа, сына Ирода Антиппы, который одновременно был ее родным дядей и вследствие брака с Иродиадой) отчимом. После смерти Филиппа Антиппы, не оставив потомства от брака с Саломеей, она вторично вышла замуж за Аристобула, брата Агриппы. В этом браке она родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56-57 гг. На аверсе изображение Аристобула, на реверсе — Саломеи.

В своем дворце в Тивериаде Ирод Антипа устраивает большой пир. Допустим, Саломея восседает за столом, где собрались высшие сановники Иудеи, вместе со своим вторым супругом — Аристобулом. Историк Р. Амбелен задается вопросом: "Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?"

И сам отвечает: "На Востоке в те времена не танцевали, как внаше время в европейских дансингах, "в своем кругу" и "для своего удовольствия". Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным. И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянницей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине 37 лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась".

Сомнительно, чтобы тетрарх предложил Саломеи награду в размере, как пишет евангелист Марк, вплоть до половины своего царства? Не станет лучше, если попытаться заменить Саломею Иродиадой, которой в то время было пятьдесят лет.

Представляется, что не обделенные талантом писатели Марк и Матфей решили представить казнь Иоанна Крестителя не как рядового политического заключенного, а как жертвы любовной интриги. И в этом качестве сюжет упал на благодатную почву искусства и запомнился многим поколениям. Противопоставление танца и смерти оказалось олицетворением и древних мифов и исторических анекдотов. Страсть и преступление фигурировали в самой Библии: Самсон и Далила, но особенно Юдифь с головой Олоферна. В реальной истории достаточно вспомнить имена шотландской королевы Марии Стюарт или шпионку Мату Хари.

Следуя логике Робера Амбелена, Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в Махеронте, в пустыне Моав, чтобы лишить его всякого влияния на еврейский народ. Год спустя он повелел обезглавить его в той же крепости Махеронт, когда восстание зелотов стало приобретать опасный размах. К личности члена Французской Академии и Всемирной Ассоциации франкоязычных писателей, мартинисту Амбелену и его книге можно относиться как к беллетристике, а не как к научному труду, но трудно не согласиться с выводом, сделанным им по поводу Саломеи и ее участия в гибели Крестителя.

"Это была лишь простая и жестокая мера предосторожности, но ни Иродиада, ни Саломея тут ни при чем. Это и объясняет, почему отцы церкви ничего не знали о пресловутом "танце Саломеи", эпизоде, который следует отнести к сфере легенд", — заключает Амбелен.

ЗАВЯЗКА.

Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость. Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320

КУЛЬМИНАЦИЯ.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи. Ирод просит станцевать дочь Иродиады - Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после. Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику. Гости, как околдованные смотрели за нею - так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще.

А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь - все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!»

Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны. Саломея решила посоветоваться с матерью. Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала: "Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»

Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»

И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни. Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Саломея отнесла страшный дар матери.

Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530

ЭПИЛОГ.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.

Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462


"Salome" Gaston Bussiere (1862-1929)

***

Танец-обнажение появился в глубокой древности, и тогда к нему относились с благоговейным уважением. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Месть семи покрывал. Танцы с раздеваниями. Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица Саломея. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея - может быть, впервые в истории - использовала стриптиз как орудие мести. Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.

Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479


Саломея. Бартоломео Венето

***

Сохранились монеты с её изображением, датируемые - гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально, Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II . После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского ; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.