Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения. Октоих, Триодь и Минея

22.05.2023 Гадание

О.А. Крашенинникова

Октоих (греч. Octoechos Осмогласник ), одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а воскресных дней кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы.

Все песнопения, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, по числу которых (восемь) книга получила свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе «столпом», их поется в течение года шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воздвижении Креста Господня, 4) в , 5) по Крещении Господнем, 6) в Великий пост. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой Мясопустной, в воскресные же дни оно начинается с первого воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники, а также их предпразднества и попразднества, падающие на седмичные дни.

С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах святых или священных событиях: песнопения воскресного дня посвящены воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных характер, а также воспевают святых ангелов, песнопения вторника, также покаянного храктера, прославляют св. Иоанна Крестителя, песнопения среды и пятницы посвящены Кресту и Божией Матери, четверга апостолам и святителю Николаю, субботы всем святым и усопшим.

История византийского Октоиха

В греческой литургической книжности название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов; книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик.

В истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов: 1) в 5-7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари и песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным) циклам; 2) в обители преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в 8 в. составление Октоиха ; 3) в 9-11 вв. в Константинополе Октоих был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца († 883) и Феофана Начертанного († до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными антифонами († 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского († 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI Мудрого (886-913), воскресными ексапостилариями императора Константина VII Багрянородного (913-959), стихирами Павла Амморейского († 1054); 4) Византия, 12 в. появление списков Октоиха Иерусалимской редакции.

В древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13-14 вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.

Избрный Октоих

Избрный Октоих содержал преимущественно стихиры, седальны, блаженны и другие песнопения, сгруппированные по музыкальным жанрам, а внутри них по гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое происхождение от древневизантийского Тропология. Перевод Изборного Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10 века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В списках Изборного Октоиха 13-14 вв. древнерусского извода лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления в начале 15 в. после смены редакций основных богослужебных книг со Студийской на Иерусалимскую.

Параклитик

Название Параклитика в древнерусской рукописной традиции получил сборник используемых на Утрене канонов Октоиха, расположенных по гласам, а внутри них по дням недели. Наибольшее распространение этот вид Октоиха имел на Руси до начала 15 в. Параклитик являлся дополнением Избрного Октоиха. В большинстве списков древнерусского Параклитика на седмичные дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник ангелам, во вторник Иоанну Предтече, в среду пресв. Богородице или Кресту, четверг апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу Кресту, в субботу пророкам и мученикам. Однако отдельные списки Параклитика содержали по два канона на каждый седмичный день.

Шестоднев

Шестоднев служебный является видом сокращенного Октоиха и содержит избранные службы Осмогласника: воскресные 1-8 гласов и седмичные по одной из каждого гласа (в понедельник первого гласа, во вторник второго, в среду третьего и т. д.). До начала 15 в. Шестоднев служебный Студийской редакции входил в состав сборников с Часословом и праздниками, позднее (с начала 15 в.) Шестоднев Иерусалимской редакции выделился в отдельную книгу.

Богородичник

В Богородичнике были собраны лишь молебные каноны ко Пресвятой. Богородице 1-8 гласов, исполнявшиеся на Повечерии. Списки Октоиха этого типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 - начала 15 в. в славянских странах распространяется тип полного Октоиха Иерусалимской редакции, который и был впоследствии положен в основу печатного Октоиха.

Литература:

Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 1860. С. 190-216, 275-277; То же: Репринт. М., 1995.

Hoeg C ., Tillyard H. J. W., Wellesz E. The Hymns of the Octoechus transcribed by H. J. W. Tillyard. Copenhagen, 1940-1949. P. 1-2.

Hannick Ch. Dimanche Office selon les huit tons. OKTWHXOS // La priere des Eglises de Rite Byzantine: 3. Chevetogne, 1972.

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:

  1. в дни предпразднеств и попразднеств;
  2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
  3. в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;
  4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св. , но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

1. Утреня

Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

Дни Каноны Припевы к тропарям канона
Понедельник

1-й умилительный

2-й бесплотным

«Помилуй мя Боже, помилуй мя»

«Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас».

Вторник

1-й покаянный

2-й св. Иоанну

«Помилуй мя Боже, помилуй мя»

«Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас».

Среда

1-й Кресту

2-й Богородице

«Слава Господи, Кресту Твоему честному»

«Пресвятая Богородице, спаси нас»

Четверг

1-й святым апостолам

2-й свт. Николаю

«Святии апостоли молите Бога о нас»

«Святителю отче Николае моли Бога о нас»

Пятница

1-й Кресту

2-й Богородице

см. Среда
Суббота

1-й всем святым

2-й мертвенный

«Вси святии молите Бога о нас»

к 1-му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев».

ко 2-му тр.: «Упокой Господи души усопших раб Твоих».

Вторые каноны в Октоихе называются словом «ин» т.е. «другой».

Стихиры на стиховне: на утрени 1-я стихира без стиха

2- я стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…» 3-я стихира со стихом: «И буди светлость…», «Слава, и ныне», Богородичен.

2. Литургия

Печатаются тропари на «блаженны». Они поются или читаются со стихами из 3-го антифона «Во Царствии Твоем…»

3. Вечерня

Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на «Господи воззвах» 6.

Неделя: первые стихиры покаянны 3 ст; вторые стихиры бесплотным 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Понедельник: покаянны (умилительны) 3 ст; св. Иоанну Предтече 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, «Слава, и ныне» Богородичен.

Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Пятница: 3 стихиры всем святым (муч, свят. преп). 3 стихиры мученичны. «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «и ныне», какая была прежде на воскресном всенощном бдении).

Вторые стихиры Октоиха (они еще называются в этой книге «ины» т.е. другие стихиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

4. Повечерие

Служба повечерия совершается по Часослову. в Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…»

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни.

Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни».

1. Малая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» (3), «Слава, и ныне», Богородичен;

2. стихиры на стиховне.

2. Великая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» три воскресных, четыре «анатолиевы», три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, «поемые идеже несть Минеи», «Слава, и ныне», догматик начинающегося гласа;

2. стихиры на стиховне;

3. воскресный тропарь с Богородичном.

3. Повечерие

Канон Пресвятой Богородице.

4. Полунощница

Канон Святой Живоначальной Троице.

5. Утреня

1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы.

3. Степенны антифоны.

4. воскресный прокимен на утрени.

5. в 1-м и 5-м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»

6. Каноны на воскресной утрени:

После шестой песни канона находятся воскресный кондак и иное. 7 Стихиры на «хвалитех». Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150). 8. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе «Днесь спасение миру бысть…», поемый по нечетным (1-м, 3-м, 5-м гласам), во 2-м гласе «Воскрес из гроба», поемый по четным гласам (2-м, 4-м, 6-м).

6. Литургия

Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на Литургии.

Приложения Октоиха

  1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние Евангелия. Таких евангельских столпов в году одиннадцать, и все они начинаются в определенное время года.
  2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира постоя перед 1-м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.
  3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.
  4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.
  5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.
  6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.
  7. Троичны св. . Поются на воскресной полунощнице.
  8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.
  9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.
  10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.
  11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.
  12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.
  13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.

Представляем Вашему вниманию Октоих.

+ + +

Октоих - (букв. "Осмогласник", от греч. ’Οκτ?ηχοζ, ? κτ? — восемь, ? χοζ — глас) — богослужебная гимнографическая книга, содержащая последования с изменяемыми песнопениями для подвижных дней седмичного круга богослужения. Каждое последование седмичных дней содержит молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель (воскресений), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь последований на каждый из дней седмицы поются на один напев, называемый гласом. Песнопения каждого из дней седмицы посвящены важнейшим аспектам Священной истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник — служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник — в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу — воспоминание страданий и крестной смерти Господа. В субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми седмиц называется столпом. Создание Октоиха традиция приписывает Иоанну Дамаскину, хотя он был автором только части песнопений (воскресные службы, причем не полностью). Стихиры восточные, утренние тропари, ексапостиларии, троичные каноны воскресных служб принадлежат другим авторам. Среди них — Митрофан, митр. Смирнский (9 в.), Феодор Студит (ум. 826) и его ученик Анатолий. Греческий Октоих в основном сложился к 9 в., когда Феофаном Никейским (ум. 843) и Иосифом Песнописцем (ум. 883) он был дополнен песнопениями на будние дни. Иосифу Песнописцу традиция приписывает окончательное оформление Октоиха в одну книгу. В дальнейшем Октоих дополнялся только отдельными песнопениями, написанными имп. Львом Деспотом, его сыном Константином Багрянородным (10 в.) и игуменом Евергетидского монастыря Павлом Аморейским (ум. 1054). В 13 в. император Феодор Дука Ласкарис прибавил к Октоиху особый канон Богородице, который поется на утрене в праздники великих святых. Среди творцов Октоиха есть и славянские авторы. Кирилл Туровский (12 в.) внес некоторые песнопения в воскресную службу полунощницы. Рукописная славянская традиция представлена Октоих следующих типов: 1. Полный Октоих 2. Шестоднев служебный — воскресные службы 8-ми гласов и седмичные службы на один из гласов (понедельник — 1-й глас, вторник — 2-й и т. д.). 3. Октоих изборный — сборник, в котором песнопения собраны по типу и гласам (т. е. стихиры 8-ми гласов, седальны 8-ми гласов и т. д.). 4. Параклитик — сборник утренних канонов 8-ми гласов (без Богородичных канонов на повечерии). 5. Богородичник — каноны Богородице 8-ми гласов. Древнейшими славянскими печатными изданиями Октоиха являются: Краковское (1491), Черногорское (1495) и Московское (1594). Канонический состав славянского Октоиха был установлен реформой патриарха Никона.

В VIII-IX веках в богослужебной практике прочно обрели свое место такие богослужебные книги как Октоих и Триодь. Отдельные тропари, кондаки, стихиры и иные песнопения Октоиха и Триоди были составлены в Малой Азии, Сирии и Палестине. Известно, что один из первых более-менее полных Октоихов был составлен благодаря усилиям монофизитского патриарха Севира Антиохийского (513-518). В последствии трудами Иоанна Дамаскина (+ ок.780) и его брата Косьмы Майумского (+ ок.787) в лавре преподобного Саввы Освященного в Палестине была составлена новая редакция Октоиха и, вероятно, собраны воедино, имеющиеся на тот момент, песнопения Триоди. После победы иконопочетания благодаря преп. Феодору Студиту (+826) и его брату Иосифу палестинский Часослов и Октоих были перенесены в Константинополь. В IX-XI веках происходило Константинопольское дополнение Октоиха и Триоди различными песнопениями. Огромную роль в становлении Триоди оказала Студийская гимнографическая традиция.

Октоих – понятие греческое, имеющее значение восьмигласник (o;ktwv - восемь, hj"co" - звук, глас).Эта книга содержит изменяемые песнопения богослужений суток на каждый день седмичного круга (от воскресенья до воскресенья). Последование каждого дня седмицы в октоихе включает в себя богослужебные тексты для вечерни, повечерия, утрени и литургии (тропари на «Блаженных»), для воскресных дней имеются также тексты к малой вечерне и полунощнице. Нынешний богослужебный порядок таков, что в воскресный день приоритетной, кроме периода пения Триоди, является служба Октоиха, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником, а в седмичные и субботние дни, - чем значительней праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.

Ядром седмичного круга является Воскресенье . Особое место издревле занимали Суббота (воспоминание о творении), Среда и Пятница . Эти дни (Ср., Пт., Сб. и Вс.) отмечались с первых веков христианства, а привычное для нас сегодня смысловое наполнение дней седмицы сложилось не сразу - лишь ко времени установившихся типиконных традиций.

Все песнопения Октоиха, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, число которых:восемь. Глас сменяется по порядку каждое воскресенье, после завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа, т.е. октоих проходит свой полный цикл, возвращаясь к началу за 56 дней. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Минеи. Это время, - от Недели всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее, - именуетсяв обиходе периодом пения октоиха .



В древнеславянской книжности XIII-XVвв. имели распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Шестоднев служебный, Богородичник. В греческой традиции название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов, а книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила название «Параклитик», такое же название сохранилось у сербов и болгар.

Триодь – с греческого языка, имеет значение трипеснец (triva - три, wjdhv - песнь). Такое название книге дано по причине того, что в системе Триоди есть особые каноны, к чтению на утрени, состоящие только из трех песен (хотя есть двупеснцы и четверопеснцы). Следует отметить, что изначально все поемые за богослужениями каноны содержали не 8-9 песен, как ныне, а только 2-3. Триодь разделяется на две части: постная и цветная . Период года от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, когда преобладающим является богослужение Триоди и Октоих используется, в основном, лишь по воскресным дням, называется в богослужебном обиходе периодом пения Триоди .

Триодь Постная содержитизменяемые молитвословия служб великопостного цикла, который начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, - «о мытаре и фарисее», «о блудном сыне» и о «страшном суде» , - в течение которых Триодь все больше и больше входит в богослужение. Затем - 6 седмиц Великого Поста и, наконец, особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица (эта часть триоди не редко издается в виде отдельной книги). Последняя служба, которая служится по Постной Триоди - Пасхальная Полунощница .



Триодь Цветная содержитизменяемые молитвословия служб пасхального периода - богослужение Пасхи, Пасхальной Светлой седмицы и всего времени Пятидесятницы (до дня Святого Духа) и Неделю Всех святых , когда совершается последняя служба Цветной Триоди.

Еще одной важной богослужебной книгой является Минея , получившая активное литургическое развитие в поздневизантийский период X-XIVв. и в последующие времена. Минея – дословно значит месячная (от греч. mhvn - месяц). Она содержит изменяемые песнопения служб праздников по месяцеслову, т.е. по датам календаря в течение всего церковного года, начиная с 1 сентября по ст.ст. Минея состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам. В каждой Минеи содержится приложение из 4-х разделов с богородичными песнопениями (стихирами и тропарями), расписанными по гласам. Кроме основной минеи существуют также праздничная, общая и дополнительная.

Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник с текстами к службам на дни больших праздников.

Минея общая содержит общие изменяемые молитвословия служб святым в том или ином чине (лике). Общие службы: пророку, пророкам; святителю, святителям; апостолу, апостолам; преподобному, преподобным; мученику, мученикам и т.д. Даны общие последования текстов, в контекст которых при чтении и пении необходимо подставлять имена святых которым совершается служба. В приложении находятся собрания паремий святым (ветхозаветных отрывков из библейского текста, предназначенных для чтений за богослужениями вечерни). В этой Минее есть и общая Господская служба и общая Богородице. Эта минея предназначена к использованию в случае отсутствия обычной минеи по какой-либо причине или при служении вновь прославленным святым, тексты которым ещё не были составлены.

Минея дополнительная содержит службы, имеющиеся в обиходе, но еще не вошедшие в издания обычной месячной Минеи. К примеру, службы некоторым Российским Новомученникам и вновь прославленным святым, как общие, так и частные.