Что такое мироточивая икона и в чем ее особенность? Мироточащие иконы.

Весь религиозный мир основан на вере, и время от времени в той или иной появляются знаковые феномены и события, которые либо укрепляют, либо полностью искореняют веру людей. Под эту категорию попадает феномен мироточения икон, научное объяснение которому пока не найдено. Хотя после каждого подобного случая ученые пытаются найти объяснение происходящему. Однако, удается им это далеко не всегда.

Что это значит и что предвещает?

Для начала, нужно понимать, что сам по себе термин «мироточение» является условным. Миро представляет собой масло-благовонию, которое делают путем соединения более пятидесяти видов растительных масел, смол и душистых трав .

Используется миро при совершении таинства миропомазания, и в тех случаях, когда католические или протестантские христиане переходят в православие. Варят такое масло всего одну неделю в году – на Страстной Седмице.

Вещество, которое выделяется из икон во время мироточения лишь отдаленно напоминает традиционное миро. Они имеют схожую на первый взгляд маслянистую текстуру и благоухание. К слову, отнюдь не всегда и эти два свойства объединяют настоящее и «чудесное» миро. Цвет, запах и консистенция вещества, которое выделяется из , может быть разным: от густого тягуче-смольного до прозрачно-водянистого.

Священнослужители разделяют этот феномен на несколько видов:

  • Мироточение – когда иконы выделяют маслянистое вещество.
  • Елеоточение – когда выделяется густое темное вещество, похожее на смолу.
  • Росоточение – когда выделяемая жидкость прозрачная и похожа на обычную воду.

Эти три вида религиозных чудес объединяет в себе термин «мироточение» . В христианстве выделение иконами жидкостей случай не редкий. Эти события так же подразделяют на три вида:

  • «Плачущие иконы» . Они встречаются довольно редко и считаются грозным предзнаменованием. Самой известной «плачущей иконой» считается икона Богородицы, которая для России всегда предрекала нелегкие времена.
  • «Мироточащие иконы» . Тут мнения расходятся. Некоторые полагают, что миро выделяется в преддверии важных перемен в истории, а другие настроены более пессимистично утверждают, что этот феномен означает будущие трудности и испытания, которые предстоит пережить народу.
  • «Кровоточащие иконы» . Это наиболее редкий и самый грозный знак в христианстве. Известно всего несколько случаев кровотечений у икон и все они являлись предвестниками страшных катаклизмов, разрушительных войн и катастроф.

Научное объяснение

В наши дни существует великое множество скептиков. Имеется немало научных и ненаучных объяснений феномену мироточения икон, как явлению.

К примеру, некоторые считают, что это чудо – всего лишь жульничество со стороны монахов и священнослужителей, которые нарочно разбрызгивают заранее приготовленное миро на иконы, тем самым увеличивая популярность того или иного храма или монастыря. Особую известность эта версия приобрела после того, как в России иконы начали прямо-таки массово мироточить.

В связи с нарастающим недоверием, церковь начала более серьезно относиться к любым проявлениям мироточения . В наши дни, прежде чем предать случившийся факт мироточения иконы огласке, многие храмы прежде опечатывают двери и устраивают внутреннюю проверку, чтобы исключить любой человеческий фактор.

Несколько дней иконы находятся под постоянным наблюдением и, если это явление подтверждается, то двери вновь отворяются для паломничества и поклонения плачущей иконе.

Также были известны случаи, когда священнослужители «заставляли» иконы мироточить, просверливая в них небольшие дырки и подвешивая с обратной стороны пузырьки с жидкостью . «Слезы» выдавливались из флаконов различными приспособлениями и проявлялись на самой иконе, как чудесное явление или знак Божий.

Иногда за мироточение иконы принимают простое ее запотевание из-за резкого перепада температур . Такое происходит, когда в холодную погоду в церкви собирается большое количество народа и от их дыхания на поверхности икон образуются капельки воды.

Разоблачение

В наши дни существует специальная «комиссия по чудесам». В ее состав входят верующие ученые, физики и представители духовенства. Они выезжают на самые известные и примечательные случаи чудотворных явлений и пытаются дать каждому из феноменов научное объяснение.

Как рассказывают участники такой комиссии, чаще всего «мироточат» иконы самым обыкновенным постным маслом, что очень удобно, поскольку будь это вода – она бы просто стекла вниз и велика вероятность, что никто бы этого «чуда» и не заметил. В тех случаях, когда иконы мироточат кровью, химический анализ этой крови выявляет простую смесь глицерина и кармина, которую легко можно сделать, смешав немного калия и хлорного железа.

Как ни странно, когда усилились контроль и проверки над феноменом «плачущих икон», иконы попросту перестали плакать . К примеру, при Советской власти практически не было заявлений о подобных явлениях. В наши дни церковь активно сотрудничает с государством, получая поддержку и признание. Отсюда и участившиеся случаи подобных «чудес».

Икона Матронушки в Белгороде

В 2017 году одним из самых известных случаев мироточения стала «плачущая икона» в храме Матроны Московской в Белгороде. По сообщениям в СМИ, это произошло накануне 8 марта, однако официальное заявление было сделано лишь 31 марта, когда феномен прошел проверку специально созванной комиссии.

По словам священнослужителей, само мироточение происходило 8 и 18 марта , которые в православном христианстве считаются днями обретения мощей блаженной мученицы Московской и Божьего святителя Луки.

Как только духовенство сделало официальное заявление, у дверей храма тотчас выстроилась огромная очередь из верующих , которым не терпелось приложиться и получить благословение у мироточащей иконы.

Второе белгородское чудо – это мироточение иконы в хирургическом корпусе главной городской больницы , при котором располагается храм, построенный в честь Крымского архипастыря.

По словам очевидцев, на простой бумажной иконе были заметны струйки маслянистого вещества, которое источало приятный запах . Интересный факт, что все потоки, кроме одного, имели направление сверху вниз, а самый верхний сначала уходил чуть влево и лишь потом спускался.

Случай в Горелово

Еще одно чудо 2017 года – это мироточение икон Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербургской епархии в храме священномученика Фаддея в Горелово. По словам священнослужителей храма, миро там по иконам течет прямо-таки ручьями. Для того, чтобы собирать этот состав на нижнюю раму иконы был уложен толстый слой ваты, которая каждый день меняется.

Первым объяснением этому случаю был конденсат, однако икона находится не под стеклом и такую возможность быстро исключили . До сих пор никто не может объяснить в связи с чем «заплакала» икона. Однако, работники храма наполнены оптимизмом и толкуют этот феномен, не иначе, как благодать Божию. Что и говорить о том, что у дверей церкви каждый день собирается огромная очередь из желающих прикоснуться к чуду.

Во времена Петра I

Петр Первый стал одним из первых русских царей, кто начал вести борьбу с нечестными священниками, в чьих храмах иконы мироточили с завидной регулярностью. Во время своего правления, царь то и дело устраивал рейды по святым местам, чтобы убедиться в подлинности чудес. В истории хорошо известен одна из таких показательных проверок, во время которой Петр предстал перед «плачущей иконой» Пресвятой .

После внимательно изучения, этот феномен не произвел на вседержателя никакого впечатления . Вернувшись в столицу, царь отправил письмо настоятелю монастыря, в котором было сказано, что с этого дня Богородицам запрещается плакать, в противном случае «зады попов заплачут кровью».

Первое время после такого заявления русский народ отзывался о царе не самым приятным образом. Однако, как ни странно, после этого случаи мироточения икон в разы сократились.

Как утверждают историки, священникам того времени не нравилась прогрессивная политика Петра Первого и они пытались противостоять ей посредством различных божественных явлений. К примеру, приказал Петр сбрить бороды – заплакали иконы. С помощью таких методов духовенство пыталось настроить народ против царя, однако, тот вовремя разгадал их замысел и на этом все чудеса закончились.

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

После того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).


Батюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

Хранительница икон

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.


«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».


В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».


«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

В женском монастыре в Иванове за пять лет замироточили более 13 тысяч икон. «Комсомолка» вместе со специалистами разбирается, что за чудеса творятся со святыми образами

Изменить размер текста: A A

Впервые иконы замироточили в декабре 1998 года. Вечером на праздник апостола Андрея Первозванного в келье инокинь Натальи Калашниковой и Ларисы Охрименко на иконке Тихвинской Божией Матери появились две маслянистые капельки.

Мы подумали, что как-то случайно попало масло из лампадки или святая вода, - рассказывает монахиня Евлалия (бывшая до пострига Натальей).

Монахиня Евлалия, до того как пришла в монастырь, окончила в Кишиневском университете факультет экономики. Работала в НИИ , а затем на телевизионном заводе. Уверовала. Сначала стала ходить в храм, общаться с духовным отцом. В 1991 году 27 марта Патриархом был подписан указ об образовании монастыря, а 28 марта в Иваново приехала Наталья Калашникова.

Тот день, когда она впервые увидела миро на иконе в своей келье, ей запомнился своей излишней суетностью. Иконку вытерли насухо и поставили на место. Конечно, мысль о мироточении появилась, но решили, что это не тот случай, и не стали всерьез обращать внимание.

Семь следующих дней иконка была сухая. Лишь 22 декабря, вернувшись после торжественного богослужения, инокини увидели, что образ явно замироточил. Из глаз, из уст, из благословляющей руки Матери Божией и из уст Богомладенца текли небольшие струйки. Показали батюшке. Он заверил, что это мироточение, и собранными капельками помазал присутствовавших.

После этого иконка стала мироточить почти каждый день. Причем так обильно, что миро собирали полотенцем. Через некоторое время во всем монастыре замироточили иконы, включая бумажные и картонные, кресты и даже книжные иллюстрации, фотографии, репродукции, рисунки, имеющие отношение к православной вере.

Об этом долго не говорили, считая это событие внутримонастырским. Но молва разнесла весть далеко за пределы монастыря. В храм потянулись люди со своими иконками, с просьбами о помазании и исцелении. Инокини не отказывали никому. Были дни, когда в их келье мироточили одновременно более ста икон.

В Свято-Введенский монастырь потянулись паломники. Все приносимые в чудесную келью иконы за редким исключением начинали мироточить. Сначала инокини исправно вели счет, записывали, где и каким образом это происходило. Перестали подсчитывать на тринадцатитысячной иконе.

Последнее чудо произошло в феврале этого года в келье монахини Кириены. Поначалу никак не удавалось понять, откуда исходит благоухание. Иконки в красном углу были сухими. Но с каждым днем запах становился все более явный. Его источник обнаружился неожиданно: мироточила фотография Святителя Василия Кинешемского - святого, чьи мощи находятся в храме. А чуть позже замироточила икона великомученика и целителя Пантелеймона.

Мы договорились с монахинями провести опыт и с нашими иконами. У знакомых одолжили деревянный образ Николая Угодника XIX века в окладе. Захватили изображение Спасителя, отпечатанный на тонком листе бумаги, и маленькую именную иконку, купленную в церковной лавке. Матушка Евлалия отвела нас в свою келью и сама поставила иконы в выемку в стене - в то самое место, где и произошло чудо.

Уж не знаю, как к вам Господь отнесется. Давайте подождем. Последний раз паломники к нам на Рождество приезжали. Так дождались они чуда - икона словно вся маслом покрылась.

Просидели мы в келье четыре часа. Периодически Евлалия, извиняясь, выбегала - «по хозяйству подсобить». А зайдя последний раз вечером, виновато сообщила:

Уже поздно. Посторонним нельзя здесь на ночь оставаться.

Напоследок женщина все же похвасталась:

А всего за пять лет мы четыре килограмма мира с икон насобирали. Жалко, что вас Господь не сподобил.

Увы, наши иконы остались сухими. Но мы их все-таки решили оставить в обители. Вдруг чудо все-таки произойдет?

В монастыре мы побывали в начале марта - до сих пор наши иконы не замироточили.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Бог или дьявол подает нам знаки?

В Русской православной церкви есть люди, обязанные описывать и изучать чудеса, связанные с религией. К ним мы и обратились с просьбой прокомментировать наш эксперимент.

Александр МОСКОВСКИЙ, ответственный секретарь Комиссии по описанию чудесных знамений Московской патриархии:

Термин «мироточение» условен. Просто на иконах образуются маслянистые пятна и капли. Несколько раз я собирал эту жидкость в ампулы. Цвет ее колеблется от прозрачно-белого до темно-желтого. Ваши иконы не замироточили? А почему они должны были обязательно замироточить? Механизма чудес пока никто не знает. Может быть, в монастырь отправились люди отнюдь не православные, а может, просто чудеса «по заказу» не происходят.

- Вы определяли состав мира?

Это не имеет смысла. Выяснение состава не может быть доказательством чуда. Как, впрочем, и его опровержением. Допустим, я провел анализ и показал, что миро, собранное с иконы, напоминает подсолнечное масло. Ну и что? Любой богослов может заявить тогда, что наша страна богоизбрана, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых, оказывается, и получается божественное миро. А не, скажем, из оливок или чего-то другого. К тому же я не могу проводить с миром эксперименты, разрушающие его. Например, раскладывать на составляющие, чтобы узнать точную формулу. Если миро божественное, то это кощунство.

Нам помогают криминалисты

- До революции существовал строгий порядок проверки чудес. Мироточущую икону сначала осматривала комиссия местной епархии. Потом приезжали эксперты, назначенные Патриархом. Если они тоже считали, что видят чудо, икону помещали под стекло и ставили охрану. О чуде объявляли официально, если и тогда икона продолжала мироточить...

Могу добавить, что первыми к «расследованию» приступали не церковники, а эксперты ближайшего полицейского участка. Так было заведено еще со времен Петра I. Мы стараемся всегда брать с собой экспертов из Института криминалистики ФСБ . Примерно в 10 процентах случаев они дают нам заключение, что перед нами фальшивка.

Сейчас, к сожалению, церковь растеряла многие традиции. В том числе и методы определения истинности чудес. Мы лишь описываем происходящее. И я не могу заставить батюшку или прихожанина, у которого дома мироточит икона, разрешить мне остаться там на несколько дней. Или, протерев икону тряпкой, смотреть, появятся ли капли снова.

- Но хоть какие-то эксперименты вы проводили?

Я оканчивал физический факультет МГУ . И один из профессоров университета напросился в поездку проверять очередное чудо. Поехали в подмосковный Клин , где в обычной квартире мироточит множество икон. По дороге попутчик купил в сельской церкви пластмассовую иконку. Когда приехали в Клин, он положил ее на стол. И минут через сорок на ней появились три маслянистые точки. Допустим, на икону, когда мы отвлеклись, могла капнуть масло хозяйка. Поэтому все оставшееся время, пока мы находились в квартире, профессор держал образ на ладони. А когда собрались уезжать, оказалось, что площадь пятен увеличилась. Для вас это не доказательство?

Такие знамения верующим не нужны?

- Сколько чудес описано комиссией?

С 1999 года мы собрали около 400 свидетельств мироточения. Как я уже говорил, криминалисты считают десятую часть всех случаев фальшивкой. У меня же возникают сомнения примерно в двух случаях из трех. Но и оставшаяся треть (а это больше сотни свидетельств) может считаться истинным чудом. Такого никогда раньше не было! Случаи мироточения до революции можно пересчитать по пальцам.

- Может, так священники привлекают народ в храмы?

- Но если иконы действительно мироточат, то почему это происходит?

Не сочтите за грубость, но наш народ стал слишком тупым. И Бог как бы подает знаки, чтобы мы задумались о своей душе и вернулись к вере.

Хотя возможно другое объяснение. Из истории Церкви мы знаем, что мироточение может быть не только божественным знаком, но и проделками демонов. Возможно, в потустороннем мире кто-то просто издевается над нашими священниками. А мы ломаем голову над тем, что происходит.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Свято-Введенский храм в центре Иванова , известный как «Красная церковь», был построен на средства горожан в начале ХХ века. В 1938 году его закрыли, и в опустевшем здании расположился областной государственный архив.

В 1990 году после проведенной верующими голодовки храм возвращен православной церкви. В марте 1991 года был открыт Ивановский Свято-Введенский женский монастырь. Cейчас в нем живут более 200 человек.

Христиане часто наблюдают за тем, как из икон начинает выделяться маслянистая либо красная жидкость, очень напоминающая кровь. Причём, как правило, это происходит именно из глаз того, кто изображён на святыне.

Людям, которые за этим не наблюдали, сложно поверить в столь необычное явление. Однако оно имеет место быть и этому есть огромное количество реальных доказательств. Почему мироточат иконы и что это значит?

Людям, которые за этим не наблюдали, сложно поверить в столь необычное явление

Перед тем, как разбираться в том, почему мироточат иконы и что это значит, следует выяснить, а что такое мироточение.

Это слово происходит от термина «миро», который переводится с древнегреческого как «масло, имеющее аромат». Христиане применяют его для освящения недавно построенного храма, либо при осуществлении обряда Миропомазания. Создание миро тоже является неким таинством, которые проводили ещё во времена жизни апостолов Христовых.

Создание миро тоже является неким таинством, которые проводили ещё во времена жизни апостолов Христовых

В Православной церкви благословляет на создание миро патриарх. Происходит это таинство 1 раз в несколько лет и сочетается с пением песен и прочтением большого количества молитв.

После изготовления миро его переливают в особые ёмкости, затем запечатывают и развозят по епархиям.

После изготовления миро его переливают в особые ёмкости, затем запечатывают и развозят по епархиям

Так вот, именно эту жидкость, как правило, и выделяют различные иконы. На её поверхности может появиться несколько капель, а может случиться и так, что святыня полностью покроется миро.

Если верить Священному писанию, то ежегодно масло выделяют мощи Феодота, Иоанна Богослова и апостола Филиппа. Когда мироточат иконы, не все христиане понимают, что это значит, но все знают, что это явление чудодейственно и служит знамением свыше.

Когда мироточат иконы, не все христиане понимают, что это значит, но все знают, что это явление чудодейственно и служит знамением свыше

Какие именно иконы выделяют миро тоже неизвестно. Это может быть как обычная святыня, находящаяся в доме, так и та, которая сохранилась ещё с древних времён.

Мироточения прошедших веков

Что это значит, когда мироточат иконы, пытались выяснить ещё в прошлых веках. Первые случаи выделения маслянистой жидкости были описаны в Священном Предании и неканонических апокрифах.

Мироточение икон происходило ещё в VII веке

Известно, что явление впервые произошло в 1040 году. Об этом письменно сообщил Иоанн Скилица. А вот Дмитрий Ростовский заявил, что мироточение икон происходило ещё в VII веке.

Однако христиане наблюдали за явлением ещё задолго до этого — в III веке. Ярким примером послужило миротечение из останков Федота Анкирского и апостола Филиппа.

Ярким примером послужило миротечение из останков Федота Анкирского и апостола Филиппа

Миротечения последних десятилетий

Множество сообщений о том, что иконы мироточат, стали поступать в конце XX столетия. Так, в начале 90-х среди христиан распространился слух о том, что стали массово «плакать» святыни Богородицы под названием «Державная».

Это явление впервые произошло в Николо-Перервинском храме, а затем и в Успенском соборе, когда капельки жидкости появились на Казанской иконе Божьей Матери.

Капельки жидкости появились на Казанской иконе Божьей Матери

А чего только стоит история, когда замироточил образ Тихона Задонского в 2004 году. После этого жители всего мира узнали о том, что вместе с пассажирами и пилотами разбился самолёт ТУ-154.

То же явление наблюдалось и перед терактом в Беслане и военным конфликтом на Украине. Из всего этого можно сделать вывод, что иконы «плачут» именно перед страшными событиями, которые уносят огромное количество жизней.

Икона Иверской Божьей матери

Стоит рассказать и о случае, когда , находящаяся в Монреале, мироточила на протяжении 15 лет. Отдельного внимания заслуживают кровяные слёзы святыни Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Это произошло в Севастополе во время богослужения в 2009 году.

Что делать, если мироточит икона дома

Что это значит и почему мироточат иконы дома, не знает никто, кроме Господа Бога. Но в одном мы уверены наверняка. Это явление чудодейственно и напрямую связано с посланием с небес. Поэтому ни в коем случае не следует вытирать миро со святыни.

Относиться к иконе нужно бережно и уважительно, ведь именно вам удостоилась честь понаблюдать за этим чудодейственным событием.

К чему мироточат, плачут Божественные иконы в церкви, дома: народные приметы

В народе принято считать, что если миро выделяется из глаз изображённого на иконе Святого, то нужно ожидать глобальных перемен. Слёзы тёмные? Ждите плохих вестей и горя. Если они светлые, то события будут развиваться в лучшую сторону.

Если поверхность святыни полностью покрыта капельками мира, то ждите хороших новостей. Святой лик выделяет большое количества масла? Это предвестник доброты и благоприятных событий.

Почему мироточит икона кровью

Если икона кровоточит, это предвестник страшных новостей. Православная Церковь утверждает, что это происходит, когда люди отделяются от Бога. От этого у Святых и Богородицы от боли начинает разрываться сердце, и льются кровавые слёзы.

Одним из подтверждений этому является случай, произошедший с жительницей Кургана. Икона, которая лежала у неё на столе, начала плакать кровавыми слезами. Тогда женщина поняла, что своим отчуждением она очень обидела Святую Ирину. После покаяния святыня перестала плакать.

Кроме того, иконы могут кровоточить, когда предстоит какое-либо страшное событие. В Священных летописях указано, что одна из святынь Богородицы заплакала кровавыми слезами перед тем, как началось гонение и массовое убийство христиан.

Какие иконы сейчас мироточат в России: список

На данный момент в России зафиксировано выделение миро на:

  • святыне «Одигитрии Дорогобужской» Пресвятой Богоматери;
  • иконе Богородицы «Кипрской»;
  • лике Богородицы «Иверской».

Точка зрения служителей церкви

Ответ на вопрос, что это значит, когда мироточат иконы, не знают даже священники, несмотря на наличие многочисленных видео в сети Интернет. Однако на этот счёт у некоторых из них есть своё мнение.

Многие из служителей Бога призывают не относиться к этому явлению столько восторженно, а, тем более, считать его знаком свыше или предвестником какого-либо события.

Так, один из священников, Андрей Кураев, утверждает, что в своё время мироточили и языческие статуи. И даже сейчас в одной из самых страшных сект «Православная Державная Церковь Божьей Матери» наблюдается это явление.

Поэтому говорить о том, что мироточение является признаком святости того или иного изображения, было бы неправильно

Так же считает и Нижегородский епископ Николай Кутепов. Он утверждает, что к этому явлению следует относиться насторожено. Ведь выделяться жидкость на иконах может и по другим причинам – конденсации паров, капиллярный эффект, неблагоприятные условия в месте, где хранится святыня.

Просматривая церковные и околоцерковные ресурсы, часто натыкаешься на сообщения о новоявленных мироточивых или «нерукотворных» иконах. Многие с огромным интересом откликаются на эту информацию. И правда, казалось бы, в православии чудо - в порядке вещей, но что можно считать чудом? Да и всякое ли чудо от Бога?


Мироточение, как известно, есть чудесное истечение некой обычно благоуханной маслянистой жидкости. Это явление издревле известно в Церкви, но если обратиться к церковной истории, мы увидим, что случаи мироточения икон крайне редки: два-три на столетие. Например, случаев мироточения от богородичных икон за почти 2000-летнюю историю Церкви, вплоть до XX века, наблюдалось не более 18 раз (!) (Поселянин Е. Е. «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»).

И вдруг в наше время мы натыкаемся, например, на следующую заметку: «В 1998 году в одной из келий Свято-Введенского монастыря замироточили иконы. Тогда в этой чудесной келье паломники стали намеренно оставлять свои иконы, которые тоже становились мироточивыми. А в монастыре стали вести учет: до начала 1999 года количество замироточивших икон было не более 100; в апреле - 2500; к концу 2000 года количество мироточивых икон перевалило за 7000… Т.е., мироточивыми становились около 209 икон в день ».

И таких заметок очень и очень много.

Также стоит отметить, что особо почитаемые у нас издревле иконы, как правило, ни разу не мироточили. Ничего такого ни разу не было связано ни с Владимирской иконой Богородицы, или например с одной из икон письма прп. Андрея (Рублёва).

Казалось бы, если некое весьма редкое исключительное явление в жизни Церкви вдруг приобретает массовость, это могло бы стать поводом задуматься: что-то здесь не так. Это настолько бросается в глаза, что даже апологеты новых мироточивых икон не могут пройти мимо этого факта. Однако воспринимают его некритично, исходя из принципа, что мироточение - априори Божье чудо.

Объяснения же весьма разнообразны, но, по большему счету, сводятся к тому, что сейчас время «глобального неверия», и такими чудесами Бог нас вразумляет и приводит в Церковь множество людей.

С этим трудно согласиться. На мой взгляд, сейчас время как раз «глобального всеверия»

Но «всякое древо познаётся по плодам». Взять, к примеру, известный случай массового мироточения икон в военном городке Клин-2, о котором много и охотно писала пресса. Напомню, у пожилой женщины дома замироточили иконы, причём не одна, а практически все. Тут же в её квартиру начались многочисленные паломничества. Люди приносили свои иконы, которые тоже начинали мироточить. Закончилась эта эпопея так: хозяйка квартиры«перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться… предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

Нецерковный характер этого «чуда» может подчеркнуть то, что, как только иконы приносились в храм, истечение «маслянистой жидкости» тут же прекращалось.

Этот эпизод - самый характерный, но далеко не самый редкий. Если «чудо» не приводит людей в Церковь, но способствует некой «альтернативной» духовности, от Бога ли оно?

И вот здесь вопрос: если это не Божье чудо, то что?

Ответов может быть несколько. Это может быть банальное шарлатанство, о котором известно ещё «с петровских времен». И правда, случаи, когда икона в некой квартире обильно источает «миро», а после принесения в храм прекращает «течь», настораживают. Особенно, если с такими «святынями» совмещается «сбор пожертвований».

Это может быть явление, имеющее физическую природу, ложно принятое за чудо. Есть ведь и так называемое кровоточение, когда икона как бы истекает кровью. И очень часто это всего лишь действие шелака, который из-за горячего влажного воздуха пробивается сквозь верхние красочные слои.

Но бывает так, что явление материально объяснить нельзя. Например, общеизвестна картонная икона Спасителя (обычная полиграфическая репродукция), которая однажды стала кровоточить. Здесь, на мой взгляд, нужно очень осторожно подходить к вопросу, согласно трезвой заповеди «не принимай, но и не хули». Лично у меня к упомянутому кровоточению есть одна, но конкретная претензия: «кровь» так залила лик, что он более не различим. Вместо светлого лика Спасителя, мы видим страшное чёрное пятно. Но если образ перестает нести на себе подобие Первообраза, то это уже не икона.

Вновь и вновь не устаю напоминать: икона есть изображение Господа Иисуса Христа (или Богородицы, или святых), если нет изображения – нет и образа. И это вызывает конкретное сомнение в божественном источнике данного чуда.

Впрочем, это мое частное мнение. Но важно знать, что мы можем принять за чудо бесовское искушение.

Здесь стоит вспомнить, что мироточение само по себе не есть исключительно христианский феномен

Известны аналогичные случаи, когда некая жидкость источалась и языческими изображениями. И сейчас «текут» не только иконы Христа, Богородицы и святых, но и изображения совершенно сомнительных личностей, таких как Григорий Распутин или царь Иван Грозный.

То есть, «мироточение» может иметь инфернальное происхождение. Ведь из жизнеописаний святых нам известно множество случаев, когда бесы пытались прельстить людей, имитируя чудеса и примеряя на себя образ ангелов, а то и Богородицы и самого Христа. Впрочем, это не удивительно, ведь если человеком движет не стремление ко Христу, а поиск «чудес», «откровений», различных экстатических состояний и просто острых ощущений, то темным силам трудно было бы этим не воспользоваться.

К сожалению, в отличие от дореволюционной практики, духовенство на местах часто спешит объявить произошедшее явление чудом, не дожидаясь выводов соответствующей церковной комиссии.

Возможно, я повторюсь, но отцы Церкви учат нас осторожнее относиться ко всем потусторонним явлениям.

«Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы , приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась . Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы , к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах» («Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им»).

В Евангелии прямо сказано: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса , чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)

Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов по этому поводу конкретно говорит: «Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных («избранных») людей к исканию чудес, погоне за ними. Посмотрите, сколько литературы посвящено им. И, увы, многие православные уже хорошо знают, в каких нуждах каким иконам молиться, к каким святым обращаться, и к каким мощам прикладываться. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план».

По словам Осипова, «через искание земных благ, чудес, прозорливцев» люди придут к тому, что примут антихриста, который будет совершать поражающие воображения чудеса».